Кровь отливает от головы, внутренние органы «всплывают», как будто ты находишься во взлетающем самолете. Это Tesla Model X P90D разгоняется до 100 км/ч. Совершенно бесшумно. Мороз и солнце, день чудесный, и мы проводим необычный тест Tesla Model X.
Нас давно не отпускала мысль устроить ему небольшое внедорожное испытание. Судите сами — у этого электромобиля полный привод, закрытое титановым листом абсолютно ровное днище и пневмоподвеска, способная приподнять автомобиль на 220 мм от земли. Да, передний свес выглядит довольно длинным, но нижняя его часть расположена под углом, так что геометрические параметры проходимости можно признать подходящими для того, чтобы поехать на легкое бездорожье.
А еще мы очень хотели измерить инструментально разгонную динамику. И если первый раз нам на тест досталась машина в стандартной версии, то сейчас удалось заполучить самую быструю и мощную Tesla Model X PD90 с пакетом Ludicrous Speed. С ним кроссовер должен разгоняться до «сотни» за 3,2 секунды. Вот и проверим.
Легкое бездорожье
Сначала короткое изучение матчасти. Для движения по скользким поверхностям у Теслы есть режим Slip Start. Он позволяет колесам буксовать, если вы двигаетесь по глубокому снегу или грязи. По сути, так в полноприводных моделях Tesla называется режим отключения противобуксовочной системы (Traction Control). Деактивировать «трекшн» можно на скорости до 32 км/ч. По достижении скорости 64 км/ч противобуксовочная система автоматически перейдет в стандартный режим работы.
Наше первое испытание — разгон на укатанном снегу — Model X проходит без проблем. С учетом того, что противобуксовочная система полностью не отключается, электрокроссовер без проблем разгоняется на скользкой поверхности. Его безумный крутящий момент не позволяет колесам прогрызть землю до ядра. Несколько секунд колеса просто буксуют на старте, потом электроника ограничивает тягу, притормаживает колеса, и машина трогается с места.
Ну ладно, допустим. А вот сможет ли электроника Tesla распознать так любимое всеми «джиперами» диагональное вывешивание? Справится ли электромобиль в ситуации, когда в воздухе окажутся два из четырех колес при проезде глубокой канавы? Кроме того, нас еще интересовал вопрос жесткости кузова — смогут ли открыться и закрыться двери Model X, особенно задние, конструкции «крыло сокола»? Сейчас узнаем!
На штурм канавы идем в стандартном режиме работы противобуксовочной системы. Аккуратно заходим на препятствие с учетом довольно длинного переднего свеса. Tesla проваливается носом в канаву, потом начинает медленно выезжать. В этот момент теряют контакт с поверхностью переднее правое и заднее левое колеса. Вот оно, классическое диагональное вывешивание. Притормаживаем и спустя секунду пробуем тронуться с места. Автомобиль просто едет вперед, словно стоит на ровной дороге всеми четырьмя колесами.
Избыток мощности тут же гасится электроникой и рабочей тормозной системой, Tesla уверенно ползет вперед. Даже традиционное похрустывание тормозных механизмов здесь едва можно уловить. Противобуксовочная система отлично справляется со своей работой. Делаем еще пару заходов, ничего не меняется. Диагональное вывешивание — вообще не проблема для этого электрического кроссовера.
После очередного проезда оставляем машину в вывешеном состянии. В таком положении кузов неизбежно «скручивается» от нагрузок, и если его жесткость недостаточно высока, то есть вероятность того, что двери и крышка багажника могут открываться/закрываться с перекосами.
Итак, машина в исходном положении. С пульта-ключа мы поочередно открываем все двери. Лишь задняя правая издала легкий скрип, все остальные открылись беззвучно при помощи электроприводов. А вот закроются ли? Оказалось, что с жесткостью кузова у Tesla Model X полный порядок. Все двери, включая багажную, закрылись без проблем. Ни одного перекоса.
Безумная динамика
Двигаемся дальше, на пустынную трассу, чтобы заняться замерами разгонной динамики. Делать мы это будем при помощи профессионального высокоточного прибора V-Box. Замеряем разгон с 0 до 100 км/ч, а также эластичность при разгоне с 60 до 100 км/ч и с 80 до 120 км/ч.
Еще до начала теста мы прекрасно осознавали, что достигнуть заводских показателей нам не удастся. Холодный асфальт, зимние шины и холодная же батарея — все эти факторы увеличивают время разгона, но тем более интересно, сколько секунд или долей секунды потеряет Tesla в динамике зимой.
Старт Tesla Model X PD90 в режиме Ludicrous Speed — это нечто. Аттракцион вроде американских горок, когда все внутренние органы словно «взлетают» куда-то вверх, на мгновение оказываясь в состоянии невесомости. При разгоне просто невозможно оторвать голову от подголовника. И это все, что нужно знать о перегрузках в Tesla Model X.
Лучшее время разгона — 4,2 с после нескольких попыток. Пожалуй, больше выжать не удастся. Параллельно отметим, что до 60 км/ч автомобиль разгоняется за 2,2 секунды. С ума сойти.
А теперь на очереди эластичность. И это еще один аттракцион, почти такой же, как и при разгоне с нуля до сотни. С 60 до 100 км/ч Tesla Model X не просто разгоняется — она телепортируется. Лучшее время, зафиксированное прибором — 1,9 секунды! Разгон с 80 до 120 км/ч длится немногим больше — всего 2,2 секунды. С такой динамикой обгон на Tesla Model X — это даже не маневр, а так, безмятежное и мгновенное перемещение из одной точки в другую.
Копаясь в недрах меню бортовых систем, мы нашли режим разогрева батарей для наиболее эффективной их отдачи. Теоретически это могло бы улучшить время разгона, но все же холодный асфальт и «скользкие» зимние шины не дали бы серьезно изменить полученные результаты. Так что весной мы по возможности еще вернемся к замерам динамики и постараемся пригласить конкурентов.
А пока констатируем, что Tesla Model X вполне себе может выступить на легком бездорожье в качестве кроссовера. Причем чертовски быстрого и дорогого.